А тебе — ничего, идет…
Нежль одобрительно кивнул, окинув Дину придирчивым взглядом. Девочка только что вернулась в спальную комнату, переодевшись из своего сарафана в темно-синий комбинезон — в таких на Фабрике слез ходили абсолютно все дети. Артачиться и протестовать, когда две «надзирательницы со склянками», как прозвала их по себя Дина, принесли ей этот наряд и потребовали переодеться, девочка не стала. Она подумала, что чем незаметнее будет выглядеть среди остальных детей — тем лучше. При оказии и улизнуть со злосчастной Фабрики будет в таком случае гораздо проще.
Дина невольно поискала глазами зеркало, чтобы убедиться в словах Нежля: правда, что ли, ей идет? Но зеркал тут нигде не было, как и окон. Ничего не оставалось, кроме как поверить мальчику на слово.
Хотя сам по себе комбинезон был довольно удобный — с этим не поспоришь: не облегающий, просторный, с двумя широченными карманами по бокам. Вот только то, что девочки и мальчики ходили тут в совершенно одинаковых нарядах, Дине совершенно не нравилось. «Похожи друг на друга, как овощи», — подумала она. И поддерживать разговор с Нежлем на тему одежды девочка не стала.
— Идет и идет, — буркнула Дина и аккуратно сложила свой только что снятый сарафан под подушку выбранной кровати. Она словно убеждала этим движением саму себя, что, если ей и придется задержаться на Фабрике слез, то ненадолго. Сандра обязательно найдет способ ее отсюда вытащить. Недаром же она старшая сестра. Ну, и вообще — главная.
— А о каком это завтрашнем списке, в котором тебя не оказалось, говорила та противная Гуга? — спросила Дина Нежля.
По привычке она не стала надолго откладывать выяснение вопроса, который ее заинтересовал. Наверное, в этот момент Сандра привычно одернула бы Дину за сарафан. Вот только сестры рядом не было. Да и сарафан уже лежал под подушкой.
Мальчик вздрогнул и опять едва заметно поморщился, как делал это недавно во время разговора с Гугой-Во-Всем-Виновата. Потом оглянулся по сторонам и тихо сказал:
— Пойдем. Сейчас начнется новый урок.
И было в голосе Нежля что-то такое, что Дина даже не подумала с ним спорить. Ребята снова пошли по извилистым коридорам Фабрики слез в направлении учебных классов. И в тот момент, когда они находились на одной из узких лестниц между этажами, Нежль остановился. Он посмотрел Дине прямо в глаза и совершенно бесстрастным механическим голосом — примерно так, как говорит кто-то свое вечное «осторожно, двери закрываются» в вагонах метро — объяснил:
— Завтра у нас на Фабрике день выпуска. Это единственный день в году, когда ее кто-то покидает — те, кто уже выплакал свои слезы, и те, чьи слезы не подходят для изготовления их дурацкого эликсира. Списки составляются заранее и тем, кто в них не попал, предстоит провести на Фабрике слез еще как минимум год. Это все. Пошли дальше.
— А это как? Что значит: выплакал свои слезы? — изумилась Дина. — Нельзя же наплакаться на всю жизнь вперед. Это ведь то же самое, что пытаться за завтраком наесться на целый день…
Но ее слова так и повисли в воздухе. Нежль продолжал подниматься по лестнице, как будто только что с девочкой разговаривал вовсе и не он. Странный он был какой-то, этот Нежль. Вроде и добрый, и Дине помогал, но порой у него как будто какую-то кнопку внутри нажимали — и мальчик вмиг становился неприветливым и молчаливым.
— Ну и ладно, хорошо еще, что вас хоть когда-то отсюда выпускают, — с обидой проговорила ему в спину запыхавшаяся от подъема и переживаний Дина. И… тут же осеклась. Она вспомнила, что как раз Нежля-то завтра с Фабрики слез и не выпустят, хотя он явно на это очень надеялся. Но тот не обратил на ее слова никакого внимания. А, может, просто не расслышал.
Вскоре они оказались у входа в тот же самый класс, где проходил урок арифметики. В него уже заходили молчаливой толпой другие дети, и Нежль, посмотрев на Дину, приложил палец к губам. Девочка и сама поняла, что в учебных помещениях на Фабрике слез болтать не принято. Она прошла вслед за Нежлем в класс и заняла точно тоже самое место, что и раньше. Стульев в классе вновь оказалось ровно столько же, как и учеников. Теперь это Дину не удивило и не расстроило. Лица большинства ребят уже были ей знакомы, пусть никто из них и не обращал на остальных никакого внимания. Даже белокурая Гуга-Во-Всем-Виновата просто сидела на своем стуле, уставившись в какую-то одну точку — в эти минуты в ней почти невозможно было узнать зловредную девчонку, которая совсем недавно специально довела Нежля до слез.
Дина поняла, что начинает потихоньку привыкать к этой странной школе-фабрике. И собственная мысль почему-то очень ее расстроила.
***
Это был урок рисования, и проводил его Пузан Первый.
Дина сразу поняла, что это именно он — дело не было бы яснее, даже будь где-нибудь на комбинезоне преподавателя прикреплена табличка с его прозвищем. Больше всего он был похож на тряпичную куклу с фарфоровой головой, под которую бабушка Дины и Сандры в деревне убирала заварочный чайник, чтобы приготовить свой любимый крепчайший чай. Маленькая голова учителя рисования была прикреплена к поистине необъятному телу, которое все расширялось и расширялось книзу до тех пор, пока откуда-то из-под складок зеленого комбинезона не появлялись две коротенькие ноги. Говорил Пузан Первый отрывистыми фразами, которые произносил противным визгливым голосом.
— Возьмите листы… Черный карандаш и красный карандаш… Этого достаточно… Рисуем все… Ночь… Лес… Волк… Зайчонок… Один ест другого…
— Кто кого? — не удержалась Дина от насмешливого вопроса. Этот Пузан понравился девочке еще меньше предыдущего.
— Новенькая? — вперился в нее взглядом маленьких злых глазок учитель.
— Да.
— Та самая?
Дина пожала плечами. А что она могла ответить? Назвать саму себя «экземпляром», что ли? Однако Пузан Первый уже отвернулся от нее, хотя обратился при этом не ко всему классу, а именно к Дине.
— Сиди и рисуй… Ночь… Лес… Волк ест зайчонка…
Потом учитель снова пристально посмотрел на Дину, но говорить продолжил, наоборот, уже для всего класса.
— Кто нарисует лучше всех — все, как обычно… Освобождение от вечернего чтения… Кроме новенькой… Она наказана… За болтовню… Всем ясно?
И Пузан Первый плюхнулся на свой стул. Дина чуть не засмеялась, когда увидела, что его короткие ноги при сидении даже не доставали до пола, забавно болтаясь в воздухе. Рисовать она любила, но изображать, как волк нападает на зайца, ей совершенно не хотелось — да и этого их непонятного вечернего чтения избежать теперь все равно бы не удалось. К тому же было не слишком удобно — альбомы и карандаши Пузан Первый им перед уроком выдал, но парт или столов в классе не было. Так что дети занимались рисованием, удерживая листы у себя на коленях. Дина так не привыкла.
Она нехотя нацарапала на своем листе несколько деревьев и посмотрела по сторонам. На соседнем с ней стуле сидел Нежль, в альбоме у которого на фоне темного леса уже появился волк с грозно раскрытой красной пастью. Как настоящий. Дина удивилась, что ее новый знакомый так здорово умеет рисовать. Она почувствовала, что ей очень не хочется, чтобы на этом рисунке Нежля теперь появился несчастный зайчонок. Все там было настолько убедительно — тревожно шумящие листвой деревья, мрачные тучи в небе, беспощадный хищник с горящими глазами… Дина поняла: если Нежль закончит свое произведение, то она вполне может расплакаться от сочувствия к беззащитному существу, попавшему в волчьи лапы. «Ишь, как старается. И зачем это ему? — подумала она. — Обещал же, что пойдет на вечернее чтение вместе со мной…»
Девочка механически нарисовала у себя на листе еще одну березу и повертела головой, как будто разминая шею. Странно все-таки выглядел этот класс без единого окна, таких помещений Дина еще не видывала. И тут ей в голову пришла новая мысль. Вместо того, чтобы малевать всякие страшилки, можно провести время гораздо интереснее.
Дина аккуратно приподняла первый лист своего альбома, на котором рисовала деревья, а на втором, под ним, аккуратно вывела: «Почему нигде нет окон. Мы в подземелье?» Потом девочка чуть развернулась на стуле в сторону Нежля и, делая вид, что продолжает рисовать, приоткрыла ему страницу со своим вопросом. Мальчик бросил на альбом Дины быстрый взгляд, но ничем не показал, что прочитал ее вопрос, хотя девочка была абсолютно уверена: прочитал! «Ну и ладно, — почти обиделась она. — Ну и рисуй себе своих злобных волков».
Однако когда Дина снова мельком посмотрела на альбом Нежля, то увидела в нем поразительную картину. Где-то за далеко лесом, в котором волк на рисунке мальчика вышел на охоту, появились очертания высокого с холма с красивым замком на самой вершине. Нежль действительно очень здорово умел рисовать! Благодаря нескольким точным штрихам Дина мгновенно узнала контуры того самого холма, в который их вчера привели к Месье Беспу коротышки-луководы. «Мы — внутри холма!» — догадалась девочка из этого молчаливого объяснения. И в этот же самый момент Дина услышала голос Гуги-Во-Всем-Виновата.
— А Нежль с новенькой переписываются в альбомах вместо рисования, — наябедничала та.
Пузан Первый соскочил со своего стула — даже удивительно, как ловко у него это получилось! — и быстро подошел к Дине с Нежлем. Он грубо выхватил у ребят оба их альбома, внимательно осмотрел рисунки и то, что было у Дины под первым листом. Вместо обычного визга Пузан перешел на зловещее шипение:
— Так, значит… Письма пишем… Картинки рисуем… На все правила внимания не обращаем… Так, значит… Нарушение распорядка первой степени…
Пузан Первый схватил Нежля за руку и силком потащил за собой из класса. Мальчик не сопротивлялся, покорно следуя за продолжавшим шипеть от злости учителем рисования. Когда они скрылись за дверью, и в классе остались одни ученики, вновь послышался голос Гуги:
— Похоже, освобождения от вечернего чтения сегодня больше никто не получит. Ну и ладно, у меня-то оно уже есть…
И противная девчонка громко захохотала. Дине опять захотелось плакать, но она совладала с собой, решив, что уж этого удовольствия зловредной Гуге точно не доставит.